Зачем нужен кадастр отходов?
Кадастр отходов - документ государственной важности, в котором содержится информация об утилизации, переработке или захоронении накопленного мусора. Указываются сведения о защите окружающей среды от последствий обработки мусора и об экологической обстановке в России. Бытовой и производственный сброс на свалках частично уходит в грунт, выделяет в атмосферу токсические соединения, отравляет воду.
Что такое Кадастр отходов
Государственный Кадастр отходов (ГКО) начал работать 24.06.1998 г.
В нем заключена следующая информация:
- классификация опасности мусора для природы и живого человека;
- расположение полигонов и свалок ТБО для утилизации остатков производства;
- перечень технологий, применяемых при переработке и уничтожении опасных веществ;
- данные о мощности и нахождении предприятий, перерабатывающих мусор.
Отчетность нужна для планирования уничтожения мусора, строительства дорог и инженерных коммуникаций в городах и поселках, находящихся поблизости от полигонов ТБО.
Государственный Кадастр отходов включает в себя следующие части:
- федеральный классификатор;
- госреестр размещения;
- банк данных.
Классификатор (ФККО) содержит виды мусора в закодированном виде. Даются также категории его опасности. Госреестр (ГРОРО) предназначен для улучшения деятельности зарегистрированных полигонов по работе с ТБО. В банк данных вносятся сведения о действиях с мусором в виде ликвидации, размещения или переработки.
В разных районах страны ведется региональный кадастр, в который входят:
- правила заполнения отчета;
- места нахождения полигонов;
- компании, занимающиеся рециклингом и утилизацией.
Местный ДПиООС на основании сведений регионального реестра контролирует работу пунктов размещения мусора. Данные используются при ликвидации и предупреждении незаконных операций с отходами.
Выполняемые задачи
Любой вид утильсырья содержит в себе токсичные вещества, поэтому за ними ведется наблюдение. В государственных и региональных кадастрах собираются данные о переработке и утилизации отходов. Ведение экологического надзора осуществляется на основе сведений из информационной базы.
В нее вносятся:
- каталог с обозначением класса опасности отходов;
- список частных и муниципальных предприятий;
- действующие полигоны;
- документы по отходам и лимитам;
- лицензии предприятий всех видов собственности, обрабатывающих мусор.
За развитие Кадастра несут ответственность департамент Росприроднадзора и Минэкологии.
Кто сдает сведения и как выглядит отчет
Данные в Кадастр должны сдавать руководители предприятий всех форм собственности. Разработка отчетов - обязанность Минэкологии.
Обязательные статьи:
- отчет и информация по отходам (форма 2-ТП);
- письмо с указанием всех составляющих, касающихся мусора;
- бумаги с расчетом платы за размещение утильсырья;
- выписка о производственном процессе и изменении нормативов образования отходов.
Уровень загрязненности делится на классы опасности:
- чрезвычайный;
- высокий;
- умеренный;
- малоопасный;
- неопасный.
К чрезвычайному классу опасности относятся концентрированные кислоты, ртуть и радиоактивные вещества. Лакокрасочные материалы, тяжелые металлы и их соли, продукты нефтехимии - высокий класс.
Хлорсодержащие пластмассы, остатки топлива и масла - загрязнители умеренного класса. Малоопасный - отходы цветных и черных металлов, строительный мусор с загрязнениями ЛКМ. Неопасный мусор - бытовой в виде кирпичного боя, бумаги, картона, бетона.
Составление и ведение Кадастра отходов
В России создана автоматизированная система «Кадастр отходов». Она предназначена для облегчения контроля за передвижением мусора в регионах. В АИС обязаны зарегистрироваться все природопользователи.
Каждый мусорообразующий объект получает персональный номер. Графики внесения данных устанавливаются властями региона. Все записи вводятся с помощью специально разработанного программного обеспечения.
В Кадастр вносятся данные:
- расчет сырья для выпуска продукции;
- источники появления мусора и его количество;
- класс опасности утильсырья;
- паспорта на все виды отходов;
- общий объем остатков для переработки;
- частота вывоза мусора.
Для заполнения документа используются:
- выписка ЕГРЮЛ;
- проект образования утильсырья и лимит его размещения;
- отчет 2-ТП;
- документы о способах сортировки, утилизации, захоронения и уничтожения;
- квитанции об оплате экологического сбора;
- лицензии на транспортировку, обезвреживание или утилизацию отходов.
Заполненный документ нумеруется, прошивается и опечатывается. Руководитель предприятия ставит свою подпись.
Информация о подаваемых сведениях имеется в документах Министерства экологии и природопользования.
Сроки сдачи
При наличии на предприятии нескольких объектов, производящих продукцию с образованием отходов, отчет составляется отдельно по каждому из них. К составленному отчету прилагается сопроводительное письмо в 2 экземплярах.
Порядок сдачи предусматривает прием документов с отметкой об этом в письме. Документы в разных регионах сдаются в разные сроки: раз в квартал или ежегодно. При ежегодной сдаче последним сроком является 31 декабря. В случае нарушения времени сдачи следует наказание в виде штрафа.
Денежное взыскание в Московской области составляет:
- ИП - 10-20 тыс. руб.;
- должностное лицо - 20-50 тыс. руб.;
- юридическое лицо - 100-200 тыс. руб.
Наказание за неполные данные:
- ИП - 5-10 тыс. руб.;
- должностное лицо - 10-30 тыс. руб.;
- юридическое лицо - 50-150 тыс. руб.
Исследования ученых свидетельствуют об ухудшении в стране экологической обстановки. Это обстоятельство требует улучшения работы по борьбе с отходами на производстве и в быту.