Что делать, если платежки за вывоз мусора не приходят?
После мусорной реформы потребители коммунальных услуг столкнулись с рядом проблем. Это не только завышенные цены на их предоставление. Людям приносят платежки на младенцев и бывших владельцев квартир, а кому-то квитанции за вывоз мусора не приходят вовсе.
Действия при наличии квитанции за мусор без заключения договора на вывоз
Коммунальные услуги по обращению с ТКО - это сбор, транспортировка, проведение обезвреживающих работ и вывоз отходов. Тариф на услуги определяет региональный оператор.
Отсутствие подписанного соглашения не является причиной для неуплаты за услуги со стороны потребителей и их неоказания со стороны поставщика. Заключение договора обязательно для хозяев в многоквартирных домах (МКД), владельцев жилых и нежилых помещений и объектов, управляющих компаний, ТСЖ, ЖК и других кооперативов.
Нужен ли письменный договор
Согласно законодательству, для оказания услуг и соответственно их оплаты наличие письменного договора между сторонами необязательно. Существует два вида соглашения:
- Письменный договор - типичный контракт, оформленный на бумаге с подписями обеих сторон (поставщика и потребителя услуг). От лица жильцов МКД такой документ могут заключать ТСЖ (товарищество собственников жилья) или УК (управляющая компания).
- Конклюдентный договор - это соглашение без подписей на бумаге. Поводом для его заключения является факт совершения потребителем действия, которое говорит об использовании услуг или таком намерении. Например, вы выкинули мусор в контейнер этой фирмы. Перечень таких действий в законе не приводится.
Поэтому даже если у вас не оформлен контракт на бумаге, отправлять квитанции за вывоз отходов и начислять долг регоператор может.
Когда нужно платить региональному оператору
Моментом, с которого начисляется оплата, считается дата, с которой вы начали пользоваться услугами регионального оператора. Она зависит от вида соглашения:
- Когда вы заключили письменный контракт с поставщиком услуг по вывозу ТКО, то это дата его подписания, если соглашением не предусмотрено другое.
- Если у вас заключен конклюдентный договор, то таким моментом считается дата официального прихода оператора в регион. Если вы покупаете дом в частном секторе или квартиру в МКД после начала деятельности регоперетора, то момент, с которого начисляется оплата, - это дата оформления права собственности.
Как понять, какой договор на руках
Если у вас документально оформлено соглашение с поставщиком услуг, то вы - владелец письменного договора. Если же вы не подписывали бумаги, то у вас заключено конклюдентное соглашение. Закон написан так, что каждый человек автоматически попадает под это соглашение и обязан платить регоператору по вывозу ТКО с даты начала его деятельности в регионе, а не со дня, когда вы впервые выкинули мусор в контейнер фирмы. В связи с этим выгоднее заключать письменный контракт, т.к. ваши права в этом случае больше защищены.
Что делать если за прошлые месяцы выставлен долг за вывоз ТКО
Если вы - владелец письменного договора и дата, с которой начислен долг, не совпадает с датой его заключения, то вы можете требовать пересмотра суммы долга у регоператора. Если при подписании контракта он был составлен задним числом, то вам необходимо написать мотивированный отказ и оформить протокол разногласий для пересмотра даты заключения контракта и соответственно числа, с которой начисляется плата за обслуживание в течение месяца.
Если у вас заключен контракт о вывозе ТКО с другой фирмой, то необходимо связаться с региональным оператором и требовать отмены начислений. Кроме этого вам нужно подготовить копии вашего договора и квитанций об оплате, чтобы доказать, что вы не потребляете услуги регоператора.
Если вам не приходили платежки в течение года, а потом прислали квитанцию за все месяцы с пеней, вы можете оспорить начисление пени в судебном порядке, но оплатить стоимость оказанных услуг придется.
Если выставлен долг, а по факту мусор не вывозится, то необходимо требовать у регоператора проверки оказания услуг и добиваться перерасчета или отмены оплаты. Если урегулировать вопрос с региональным оператором не удается, вы можете обратиться в жилищную инспекцию или прокуратуру. В таком случае спор, скорее всего, придется урегулировать через суд.